Корзина
332 отзыва
+380637645667
+380
63
764-56-67
+380
63
764-56-67
+380
95
854-81-51
Интернет магазин подарков и сувениров "GoodCo." - 1000 идей подарков в одном магазине

Правила игры в шахматы

Правила игры в шахматы
Существует игра для повышения уровня интеллекта. Для нее нужны умение концентрироваться, смекалка, способность просчитывать все производимые ходы наперед. Эта игра - шахматы.

15.10.14

Шахматы - хорошая гимнастика для мозга

Чтобы совершенствоваться в шахматах, требуется развивать умение, строить различные комбинации, приносящие впоследствии желанную победу в разыгрывающейся партии. Хоть временами участники должны долго продолжать игру, шахматы принято причислять к спортивным занятиям. Такое полезное увлечение повышает работоспособность мозга человека. Эта игра очень популярна.

Искусство играть нужно оттачивать постепенно, на протяжении лет. Приступать к игре в шахматы можно после ознакомления с основными правилами проведения партий.

Особенности шахматной игры

Партия в шахматы ведется между двумя игроками. Целью для каждого из них является перемещение фигур по доске квадратной формы, которая считается «шахматной». Участник, которому принадлежат белые фигуры, осуществляет первый ход партии. Каждый из соперников может пойти своей фигурой только после того, как партнер сделал свой очередной ход.

Каждому игроку нужно стремиться захватить короля противника. При этом необходимо лишить второго игрока возможности избежать нападения на короля во время следующего хода. Игрок, совершивший успешное наступление на эту фигуру, считается поставившим мат и победившим в данной партии. А король, которому был поставлен мат, делает своего игрока проигравшей стороной.

Ход игры может развиваться таким образом, что ни у кого из соперников не получается поставить мат. При таком раскладе партия завершается вничью.

Расстановка фигур по полям на старте игры

Доска для игры в шахматы состоит из 64 квадратов одинакового размера, расположенных по 8 клеток в каждом из 8 рядов. Светлые квадраты на всем поле чередуются с темными, обозначая белые и черные поля. Доска располагается по отношению к игрокам таким образом, чтобы крайний угловой квадрат с правой стороны от игрока был светлым.

На начальном этапе игры каждый из партнеров имеет по 16 шахматных фигур. Обоим игрокам предоставляется по восемь пешек, по два коня, две ладьи и два слона, по одному ферзю (королеве) и королю. У одного это белые шахматы, у другого – черные.

На начало игры расстановка шахматных фигур на доске осуществляется в определенном порядке.

Расстановка шахматных фигур

Все ряды, расположенные по отношению к игрокам горизонтально, называются горизонталями, а вертикальные ряды, соответственно, вертикалями. Квадраты, которые соприкасаются углами, образуют прямые линии. Эти линии называют диагоналями.

Как ходят фигуры

Фигура не имеет права перемещаться на клетку, занятую фигурой такого же цвета. Фигура, занимающая клетку, где стоит фигура другого цвета, убирает с шахматной доски фигуру конкурента. Ее передвижение и ликвидация соперника считается одним ходом. Фигура считается атакующей противника тогда, когда она может осуществить захват на определенной клетке, согласно ниже перечисленных правил.

Слон ходит диагонально на любую клетку линии, где он стоит.

Ход слона

Также ходит и ладья, но передвигается по горизонтальным и вертикальным рядам.

Ход ладьи

Ферзь может пойти не только вертикально или горизонтально, но и диагонально, по той линии, где он стоит.

Ход ферзя

Во время проведения таких ходов указанные выше фигуры не могут переставляться через занятую клетку.

Конь ходит на клетку, находящуюся в непосредственной близости от собственной позиции, но не на той же линии.

Ход конем

Пешкой можно производить различные ходы, в зависимости от ситуации на доске:

- вертикально вперед на ближайшую незанятую другими фигурами клетку;

- может двигаться с места на две клетки ее вертикальной линии, если эти поля свободны;

- убирает с поля соперника в случае его расположения на смежной вертикальной линии по диагонали;

- если ход является очередным, пешка может атаковать клетку, пройденную противником при продвижении с места на 2 квадрата (продвинутую фигуру можно захватить как проделавшую ход только на 1 квадрат);

- достигшая самой удаленной, от начальной позиции, горизонтали пешка меняется на другую произвольную фигуру того же цвета (на короля произвести обмен нельзя) и наделяется уже возможностями этой фигуры.

Ход пешки

Король обладает способностями перемещаться:

- на любой прилегающий квадрат, не захваченный фигурами другого игрока;

- одновременно с ладьей того же цвета по крайней горизонтальной линии (это зачитывается как один целый ход), то есть король с исходной точки идет на два квадрата в направлении ладьи, а она переходит на последний пересеченный королем квадрат.

Ход короля

Правила выполнения ходов

Все ходы делаются одной рукой.

Можно поправлять фигуры на их клетках, предварительно предупредив об этом.

Также, если игрок осознанно прикасается на шахматной доске:

- к своим фигурам, то ему необходимо сделать ход изначально тронутой фигурой (при возможности такого хода);

- к фигурам соперника – тогда игроку требуется первой захватить фигуру, тронутую им в первую очередь (если возможно взятие);

- к фигуре каждого цвета, то он обязан взять своей фигурой (той или иной) шахматную фигуру своего визави.

При осознанном прикосновении к фигурам в последовательности:

- к королю и, затем, к ладье - игрок «рокирует» в направлении этой ладьи (если существует вариант такого хода);

- к ладье, а потом к королю – тогда он идет затронутой ладьей, а рокировка в таком случае запрещена;

- к королю и ладье при невозможности рокировки в выбранном направлении – игрок ходит королем, используя рокировку в другом возможном направлении (при отсутствии каких-либо вариантов ходов у короля игроком делается любой возможный ход другими фигурами).

Когда ни одна из затронутых фигур не может произвести ход или не может быть убрана с доски, играющий делает ход там, где это возможно.

После совершения намеренного прикосновения к фигуре, игрок теряет свое право объявлять нарушения соперника.

Фигура, будучи опущенной на клетку (как возможный вариант или часть хода), теряет способность ходить на какой-либо другой квадрат.

Завершение игры в шахматы

Игрок, сумевший предъявить мат противнику, выигрывает шахматную партию. Также победителем может считаться тот участник игры, чей партнер сдался, признав свое поражение.

Игра заканчивается вничью:

- когда очередной ход кого-либо из партнеров не имеет никаких вариантов, а королю не был поставлен шах. Такое окончание называется патом.

- при отсутствии у одного из участников какой-либо возможности сделать мат королю противоположной стороны;

- в ходе которой между сторонами было достигнуто соглашение о признании ничьей;

- при трехкратном возникновении аналогичных позиций;

- если на протяжении пяти десятков ходов не передвигались пешки и с шахматной доски не было возможности удалить фигуры противника.

Предыдущие статьи